Welcome to Qaraqalpaqstan Respublikası statistika basqarması   Click to listen highlighted text! Welcome to Qaraqalpaqstan Respublikası statistika basqarması Powered By GSpeech
Мы и

акое негативное социальное явление, как коррупция, была и остается на сегодняшний день одной из глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Являясь сложным общественным, политическим и экономическим препятствием, коррупция в той или иной степени влияет на прогресс любой страны. А коррумпированность – одна из наиболее опасных организованных форм преступности, отрицательно предопределяющая совершенствование той или иной системы

Одна из приоритетных задач государства

Впрос борьбы с коррупцией является актуальной задачей, решению которой руководство Узбекистана уделяет большое внимание. Одна из приоритетных задач государства – это решительная и беспощадная борьба с коррупцией. Ведь только эффективное сдерживание этого пагубного явления является одним из общепризнанных условий построения правового государства.

Реформы, проводимые на сегодняшний день в нашей стране, направлены на укрепление законности, защиту прав и интересов личности, демократизацию и либерализацию судебно-правовой системы, обретая при этом масштабный характер. Следует отметить, что

Республика Узбекистан одним из первых государств в мире присоединилась к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, закон о ратификации которой был принят 7 июля 2008 года. В целях же имплементации в национальное законодательство универсальных норм данного международно-правового акта был принят ряд законов и других нормативных документов, утверждены и введены в действие соответствующие ведомственные нормативно-правовые акты в системе прокуратуры, органов внутренних дел, банковских структур, налоговых и таможенных органов и иных государственных учреждений. Так, скажем, Узбекистан одним из первых в Центральноазиатском регионе принял Закон «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности и финансированию терроризма», в соответствии с которым правоохранительными органами республики на постоянной основе осуществляется комплекс соответствующих мероприятий, направленных на выявление и пресечение фактов легализации преступных доходов и других коррупционных преступлений.

В кадровой политике закреплены нормы ротации, которые кроме задач своевременного и качественного комплектования государственных органов кадрами, оперативного маневрирования имеющимися кадровыми ресурсами направлены также на предупреждение коррупции, должностных преступлений и проступков. Значимым моментом в этой сфере являются Типовые правила этического поведения работников органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах, утвержденные постановлением правительства от
2 марта 2016 г.

Определены основные направления

Важным шагом явилось то, что по итогам трудоемкой нормотворческой работы 3 января 2017 года был принят Закон Республики Узбекистан «О противодействии коррупции». В законе определены основные направления государственной политики в области противодействия коррупционным преступлениям, такие как повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции. Законодательно закреплены меры предупреждения коррупции во всех сферах жизнедеятельности государства и общества, своевременного выявления и пресечения коррупционных правонарушений, устранения их последствий, причин и условий, им способствующих. Также установлены полномочия государственных органов в вопросе борьбы с коррупцией, меры по ее предупреждению в сфере государственного управления, социально-экономического развития и предпринимательства, административных процедур и осуществления государственных закупок.

На основе данного Закона все проекты законов и других нормативно-правовых актов в Узбекистане проходят антикоррупционную экспертизу, которая направлена на:

  • выявление коррупциогенных факторов, создающих возможность совершения коррупционных правонарушений;
  • общую оценку последствий принятия проекта, создающих возможность совершения этих деяний;
  • прогнозирование возможности возникновения рисков коррупционного характера в процессе применения нормативно-правовых актов;
  • разработку рекомендаций и принятие мер по устранению выявленных факторов.

Здесь целесообразно обратить внимание на основные меры по предупреждению коррупции в сфере государственного управления, к которым Закон относит:

  • обеспечение открытости деятельности государственных органов и их подотчетности, усиление ответственности государственных органов, их должностных лиц и других работников за выполнение возложенных на них задач;
  • осуществление парламентского и общественного контроля над деятельностью государственных органов в области противодействия коррупции;
  • внедрение критериев эффективности, стандартов и систем оценки качества исполнения должностными лицами и другими работниками государственных органов своих должностных или служебных обязанностей;
  • эффективная реализация правил этического поведения работников государственных органов, определяющих единые принципы и правила этического поведения в профессиональной и внеслужебной деятельности;
  • совершенствование организационно-правовых основ разрешения конфликта интересов работников государственных органов, обеспечение проведения мониторинга за их соблюдением;
  • определение правового статуса работников государственных органов, установление прозрачного порядка прохождения службы, внедрение системы конкурсного отбора и продвижения по службе на основе личных и профессиональных качеств, принципов открытости, беспристрастности, справедливости и объективности;
  • обеспечение контроля над соблюдением государственными органами требований законодательства об обращениях физических и юридических лиц, полным, объективным и своевременным рассмотрением обращений, принятием ими в пределах своих полномочий мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и защите законных интересов физических и юридических лиц;
  • регулярное проведение мониторинга за осуществлением мероприятий по предупреждению коррупции в деятельности государственных органов с оценкой эффективности принимаемых ими мер;
  • организация антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;
  • обеспечение эффективной социальной защиты, материального обеспечения и стимулирования должностных лиц и других работников государственных органов.

Важное значение имеют также цели и приоритетные направления реализуемой на сегодняшний день Концепции административной реформы в Республике Узбекистан, утвержденной Указом Президента от
8 сентября 2017 года. Так, одной из актуальных задач она ставит формирование эффективной системы профессиональной государственной службы, введение действенных механизмов противодействия коррупции в системе органов исполнительной власти.

Активная реализация всего вышеперечисленного находит сегодня место и в процессе реформирования системы органов внутренних дел респуб­лики, сотрудники которых являются представителями государства, осуществляя свою деятельность в условиях тесного общения с гражданами, представителями общественных формирований. Ведь именно органы внутренних дел, являясь наиболее крупной структурой в правоохранительных органах, имея в своем арсенале достаточно большой объем полномочий, на сегодняшний день несут огромную нагрузку по противодействию преступным посягательствам.

Подводя итог, отметим, что критичное отношение к коррупции должно стать частью нашей общенациональной культуры, задача которой сегодня может решаться только комплексно, одновременно по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем до правового просвещения и воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе, бытовым проявлениям этого социального зла.

Tugmani bosing Tinglash